Русский
English

СИРЕНЬ ВАН ГОГА


 

Музыкальное звучание картины:

С. В. Рахманинов. Концерт для ф-но с оркестром №2 C minor, op. 18 Moderato. В. Ашкенази и Лондонский симфонический оркестр, дир. А. Преван


Аромат:
Salvador Dali. Purplelight


Вкус:
любимое пирожное Наполеона (с двумя слоями тонкого воздушного слоёного теста, взбитыми сливками и яблочным повидлом)

 

Техника: картон, масло

Размер картины: 49 х 34 см

Стиль: Позитивный синергизм

 

В марте 1897 года Сергей Рахманинов заболел неврастенией из-за неудачного исполнения Первой симфонии. Как следствие глубочайшей депрессии у него появились невыносимые боли в спине, ногах и руках; он не мог сочинять музыку почти три года.
В это время в моде был доктор Даль, который, после окончания медицинского факультета Московского университета и стажировки у двух крупнейших специалистов в мире, сам стал успешно лечить гипнозом. В круг его пациентов входили Шаляпин, Скрябин, Станиславский… После нескольких сеансов Сергей Рахманинов вернулся к жизни и написал свой Второй концерт, ставший началом нового периода в его творчестве и одним из самых популярных произведений фортепианной музыки. Его исполняли и записывали сам Рахманинов, Владимир Горовиц, Святослав Рихтер, Артур Рубинштейн, Роза Тамаркина, Байрон Дженис, Владимир Ашкенази, Николай Петров, Ван Клиберн, Денис Мацуев…

 

В каких бы странах и концертных залах С. Рахманинов ни выступал, помимо грандиозного успеха его всегда ожидал букет свежей нежной сирени… И началось это после исполнения именно Второго концерта… Загадочная незнакомка, посылавшая эти цветы, долго оставалась тайной, пока завесу над этой легендой не приподнял внук Сергея Васильевича, Александр Борисович Рахманинов. Он поведал, что перед смертью его бабушка раскрыла «тайну сирени", с условием, что обнародовать ее можно будет через 50 лет после ее смерти (которая, кстати сказать, случилась в 1951 году).

 

Именно в доме доктора Даля 25-летний Сергей и познакомился с его племянницей Еленой Даль, которая и стала этой верной, но тайной спутницей жизни Рахманинова…
Никаких фактических свидетельств у Александра Борисовича не было, однако, в Музее музыкальной культуры имени Глинки подтвердили, что загадочная Елена Даль действительно была близким Рахманинову человеком. Можно найти подтверждение их отношениям и в музыке: в одном из альбомов пьес-фантазий сохранился автограф сочинения "Delmo", что означает "Даль Елена Морисовна"…

 

Эта картина также аллюзия на одну из самых известных и дорогих картин Винсента Ван Гога - «Ирисы», его Второй концерт… Сиреневые цветы на подсолнечно жёлтом фоне… Они тоже полны трогательной нежности и тайны… Это аллюзия на загадку его жизни, любви и смерти…

 

23 декабря 1888 года, после очередной ссоры с Гогеном, Ван Гог вдруг набрасывается на друга с бритвой в руках… До сих пор неизвестна вся правда об этой ссоре и обстоятельствах нападения, но точно известно, что в ту же ночь художник отрезал себе мочку уха… В лечебнице для душевнобольных Ван Гог прожил год, и за это время создал более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей, среди которых и знаменитые "Ирисы"… Он назвал свою картину «громоотвод для моей болезни», потому что благодаря ей почувствовал, что может сдерживать свой недуг, продолжая писать…


Первым владельцем полотна был французский искусствовед и анархист Октав Мирбо, заплативший за полотно 300 франков. А почти через сто лет, а именно в 1987 году, «Ирисы» были проданы за 53,9 млн долларов, и стали самой дорогой картиной, установив рекорд, который продержался на протяжении двух с половиной лет…

 

 

В дорогах не сходятся

- сводят дороги.

Они обнимают и любят в пыли.

Разводят руками и стелятся в поле

подсолнухов

или сияющей ржи.

 

Мосты колосятся на дыбах канатов,

и в свечке огнём все четыре коня.

Булыжник к булыжнику крепко притрутся,

в дневник не по дням зароняя слова.

 

Глаза будут взрослыми.

В дым окунаешь

запястьев и кистей сплетённую гроздь.

Улёгся дракон за окном,

ты не знаешь,

на сколько и кто,

навсегда или гость.

 

Горит магазина витрина, и поезд

стучит иногда по колодке колёс.

Кого-то приносит, кого-то

заносит.

Несёт по перрону окурок.

Поднос –

с подстаканником,

чаем и сахаром.

Кому-то гудок, а кому соловьём.

Я не докурю и прощаться

не стану,

мы просто стоим и нас двое втроём…

 

Вот так легкотелое взовьётся с разбега,

скользнёт между пальцев э-э-эх ветерок.

Разбиться не страшно, родиться не поздно,

кому - на падение, кому –

на прыжок.

Б. Гогулан

 

 

Вот и встретились две тайны… Две..?! 

© 2015-2024 Институт Солнца
Фотографии картин: Сергей Дидык